Новый выпуск программы Аэростат!
Здравствуйте!
Когда-то, много лет тому назад, мне посчастливилось несколько дней жить в городке Бодхгайе, построенном на месте просветления Будды.
Это место примечательно огромным храмом Махабоддхи, известным на весь мир - но тогда, кроме храма, там толком ничего не было; были много десятков кафе, устроенные из армейских брезентовых палаток. И в каждом из этих кафе играла музыка Боба Марли. Собственно, если прислушаться, то музыка Марли звучит в любом месте на земле. Песни Марли давно стали принадлежностью человеческой культуры и равноправно звучат везде. Когда-то я уже рассказывал вам о его жизни. А сегодня хотелось бы рассказать о его важнейших альбомах, используя воспоминания его соратников и коллег.
Bob Marley & The Wailers - Is This Love
Есть такой замечательный человек - Крис Блэквелл. А поскольку хороший человек - это не профессия, то заодно с этим Блэквелл ещё и директор фирмы звукозаписи «Island Records». Именно Блэквелл выпускал самую прогрессивную и интересную музыку 70-х - «Jethro Tull», «Traffic», «King Crimson», «Free», «Fairport Convention», «Roxy Music», «ELP».
Но этого мало - именно благодаря ему человечество узнало музыку рэггей.
Блэквелл провел детство на Ямайке, и однажды был спасён растаманами от смерти. Из-за этого он глубоко проникся культурой и ценностями растафари, а когда появился Боб Марли, Блэквелл разглядел в нем гения.
Басист «Wailers» - «Family Man» Баррет - вспоминает: «Первый раз мы увидели Криса у него дома на Хоуп Роад, 56, где потом поселился Боб. Мы всю ночь проговорили о музыке; пластинки в его комнате громоздились до потолка. Мы слушали музыку и говорили о музыке, которую мы создадим с его помощью - гибрид рока и рэггей».
К этому времени Марли становилось тесно на Ямайке; он чувствовал, что в его музыке есть сила и правда, в которой нуждается мир; он был готов сдвинуть звук на новый уровень. А Крис Блэкуэлл хотел помочь ему это сделать. Как глава «Island Records» он предложил Марли контракт и неограниченные возможности записи.
Для новых альбомов многие треки записывались в Кингстоне, а потом Боб с этими записями ехал в Лондон и что-то доигрывал с музыкантами экстра-класса; так были записаны два первых его интернациональных альбома «Catch A Fire» и «Burnin’».
Студия «Island Records» находилась в районе Портобелло Роуд, чудесном районе Лондона, известном не только своими антикварными лавками, а ещё и совершенным смешением всех народов мира - и была центром общественной жизни: днём они работали, а в 6 вечера двери открывались, и знакомые ямайские хозяйки, живущие по соседству, приносили горячую еду - рыбное карри, рис. Было удивительное ощущение дома.
Инженеры микшировали треки, а музыканты курили и танцевали.
Bob Marley & The Wailers - Concrete Jungle
Перед Блэквеллом и «Island Records» стояла непростая задача: не только сделать популярным нового артиста, но и познакомить человечество с новым музыкальным жанром.
Пока «Wailers» существовали в пейзаже Ямайки, в группе было три певца и автора - сам Марли, неутомимый борец с Вавилоном Питер Тош и глубоко корневой Банни Уэйлер. Но то, как начали развиваться события после появление Блэквелла, Банни и Питеру пришлось не по душе. Они разошлись с Марли и решили заниматься музыкой сами по себе. Поэтому следующий альбом «Natty Dread» был первым альбомом, записанным без Уэйлера и Тоша. И альбом оказался шедевром.
Многие критики считают его не только лучшим альбомом Боба Марли, а вообще лучшим рэггей-альбомом всех времён и народов.
Баррет говорит: «Мы сделали этот альбом без Питера и Банни, но всё равно всё было по-семейному - это не менялось. Мы репетировали дома у Боба на Хоуп Роуд, 56, джемовали, пока всё не вставало точно, как нам хотелось.
И так всё время. Музыка становилась всё лучше, стала громче. Песни начали становиться более сложными, в них были послания - то, что мы хотели сказать всему миру. Я люблю все песни на этом альбоме, они про то, что происходило со всеми нами».
Bob Marley & The Wailers - Natty Dread
Постепенно старания Блэквелла начали приносить плоды.
Следующий альбом Боба Марли и «Уэйлерс» «Rastaman Vibration», вышедший в 76-м году, попал в топ-10 и сделал Боба Марли интернациональной суперзвездой.
Тогдашний гитарист Дональд Кинси говорит: «Это был одновременно очень духовный и очень политический альбом, настоящая корневая музыка.
Записав альбом, мы поехали в тур по Америке, где музыка рэггей была на пороге прорыва. Мы прилетали в город, и первым делом я хватался за журнал «Биллборд» - посмотреть, не попала ли наша песня в чарты. Я помню мы прилетели в Чикаго и «Roots Rock Reggae» вошла в сотню лучших. Этот альбом сделал Марли звездой в Америке и во всём остальном мире. Всё начало меняться очень быстро.»
Вместе со славой пришли и проблемы. Главной из них была политическая ориентация Марли. Пока Марли был одним из нищих растаманов в гетто, его убеждения мало кого волновали; другое дело - когда вчерашний страдалец стал вдруг первой суперзвездой третьего мира; к нему начали прислушиваться, и многим, имеющим власть, была не по душе правда-матка, которую резал сын гетто. Обе партии, борющиеся за власть на Ямайке, были озабочены в первую очередь интересами белых людей; обе были как рука с пальцами, связаны с криминальным миром. Поэтому песни Марли о реальных проблемах жизни чёрного населения, были им как кость в горле. Ему начали угрожать. Он, как истинный растаман, угрозы игнорировал и полагался на высшие силы.
Баррет говорит: «Мы не заботились о нашей безопасности, мы были под защитой Джа. Наши люди волновались, а мы - нет».
В конце 76-го года, за десять дней до фестиваля «Smile Jamaica», где «Wailers» были главной группой, на Боба Марли и его группу было совершено покушение: в дом, где они жили и репетировали, ворвались добрые люди с оружием и начали стрелять по всем. Марли и музыкантов спасло только чудо.
Кинси: «Я чувствовал, что что-то не так и спросил у Боба, что происходит; он сказал - не волнуйся, всё в порядке. В день покушения мы репетировали и только сделали перерыв, как начались выстрелы. Я спрятался за своим усилителем, и казалось, что стрельба никогда не кончится.
Никто не умер, это было просто невероятно. Высшая сила была с нами».
И фестиваль «Уэйлерс» сыграли блестяще.
Bob Marley & The Wailers - Crazy Baldhead
После произошедшего оставаться на Ямайке было нельзя: сначала Боб перебрался на Багамские острова, потом решил, что хочет жить в Лондоне.
Он действительно прожил там 14 месяцев; за это время и был записан альбом «Exodus» - «Исход», считающийся одним из важнейших альбомов музыки рэггей. Он вышел летом 77-го. В 99-м году журнал «Тайм» окрестил его «лучшим альбомом 20-го века».
Гитарист Джуниор Марвин вспоминает: «В студии не было никакой спешки, она была наша 24 часа в сутки, и для Марли это была мечта, которая сбылась. Он был счастлив, что выжил после покушения, и ему было очень хорошо в Лондоне. Глядя на него, я впервые в жизни увидел ауру человека.
Мы записывали всё естественным путем: барабаны, бас, пианино, акустическая гитара, электрическая гитара, голос… Мы проводили очень много времени, микшируя записи, сравнивали наш альбом со всеми главными альбомами того времени, пытаясь понять - что можно сделать лучше.
Это были не просто великие песни, это был ещё и музыкально совершенный альбом, он революционизировал звук музыки рэггей».
В мае 2017 года года Крис Блэквелл рассказывал в интервью журналу «Биллборд»: «Exodus» был очень важным альбомом для Марли, потому что после покушения он впал в депрессию - для него было шоком, что на Ямайке есть люди, которые хотели его смерти. И когда он оказался в Англии, и увидел, что люди любят его и его музыку; это вдохновило его, и он начал работать над «Exodus» - первая сторона альбома была более политической, вторая была о его хорошем настроении. Он был счастлив и писал счастливые песни».
Bob Marley & The Wailers - Jamming
Следующий альбом «Кайя», вышел в 78-м году.
Баррет: «Песни для «Кайи» и «Exodus» были записаны одновременно. Потом Боб с Крисом просто распределили их на два разных альбома».
Марвин: «Кайя» был поспокойнее, типа «ОК, а теперь не будем торопиться, помедитируем немножко».
Некоторые песни были написаны за много лет до этого, есть их записи, сделанные ещё в 60-е годы. Но теперь у него была современная студия с хорошими звукоинженерами, это была возможность переделать песни и записать их так, как он их слышал. Боб не только пел, он ещё и писал песни, а для таких людей песни - как дети малые, они требуют заботы. Он никогда не бросал их, он упорствовал, записывал их ещё и ещё, пока не получалось именно то, что он хотел».
Bob Marley & The Wailers - Kaya
Продажность и опасность ямайской политики Марли - особенно после покушения - знал на собственном опыте. Он говорил: «Я люблю только одно правительство - правительство Растафари».
Основатель движения растафари Маркус Гарви призывал всех уйти из Вавилона и вернуться в Африку. Но, как правило, у растаманов для этого не было ни денег, ни возможностей. Однако, всякое бывает: и когда у Боба Марли появилась возможность это сделать, он двинул в Африку. И оказался там как раз, когда «Жемчужина Африки», бывшая английская колония Южная Родезия стала независимой страной Зимбабве. Где был встречен на ура, поскольку все борцы за независимость слушали его музыку.
И 18 апреля 80-го он оказался единственным иностранцем, приглашённым на государственное празднование Дня независимости. Он счёл, что это величайшая честь, оказанная ему в жизни; и заплатил не только за авиабилеты для всей группы, но и за транспортировку полного комплекта аппаратуры.
Однако, когда начался концерт, толпа пришла в такое неистовство, что полиция пустила слезоточивый газ, вынудив группу на время покинуть сцену. В попытке утихомирить беспорядки, Марли согласился сыграть на следующий день ещё один бесплатный концерт.
Во время визита в Африку, Марли жил в Шашамани, растафарском поселении, где он написал несколько песен, которые легли в основу альбома «Survival».
Bob Marley & The Wailers - So Much Trouble In The World
В сентябре 80-го года во время игры в футбол в Нью-Йоркском Центральном парке, Марли хватил удар, и он упал без движения. В госпитале выяснилось, что у него рак, и он не доживёт до конца года. Эта новость была шоком для всех его близких.
Барретт: «Мы не знали, что он болен. Запись новых песен шла как всегда - с удовольствием, в точку, весело, с хорошими вибрациями».
Марвин: «Никто и понятия не имел, что с ним что-то не так. Мы должны были ехать в тур по Америке со Стиви Уандером, 60 концертов; у нас появилась бы совсем новая публика. Но за 10 дней до начала тура с ним случился удар.
Он никогда не считал себя иконой или суперзвездой. Его друзья всегда говорили ему: когда добьёшься успеха, следи за тем, чтобы ноги не отрывались от земли. Таким он и оставался до конца».
Альбом «Uprising» стал последним альбомом, вышедшим при жизни Боба Марли.
Bob Marley & The Wailers - Coming In From The Cold
Марвин вспоминает: «Боб Марли хотел донести до людей, что то, что мы делаем - это не просто танцы на сцене и пение песен. Жизнь больше, чем это; а то, что мы делали - это и была жизнь.
Боб хотел объединить людей, чёрных и белых. Он говорил, что у него есть миссия - не просто развлекать, играть и петь, но и донести важную весть. Он говорил: «Мой отец был белым, мать - чёрной, и я говорю от лица всех людей».
Он чувствовал, что был послан в мир для выполнения этой задачи. Я никогда не встречал в жизни человека, который был бы так сильно музыкально и духовно мотивирован».
Для того я сделал сегодня эту передачу, чтобы музыка Боба Марли опять зазвучала и продолжала звучать и делать свою работу - объединять нас всех.
Спасибо!
Bob Marley & The Wailers - Ride Natty Ride